В парке у Национальной библиотеки 9 мая, еще задолго до официального начала шествия «Бессмертного полка», стали собираться чебоксарцы и гости столицы с фотографиями родственников, близких, знакомых, участвовавших в Великой Отечественной войне
Все они были разного возраста, люди мирных профессий и военные, но объединенные одной целью — почтить в шествии, в едином строю, память героев, отстоявших в кровопролитной борьбе нашу Отчизну. Колонна участников шествия традиционно начала движение от Национальной библиотеки до Красной площади, отвечая гулким «Ураааа!» на поздравления из динамиков. Под песни военных лет, стараясь повыше поднять портреты, двигалась молодежь; шли пенсионеры; родители катили коляски с малышами.
«Шествие стало символом единства поколений, мы с гордостью вспоминаем тех, кто отдал свои жизни и здоровье за нашу свободу. Среди них — мой дед Григорьев Федор Максимович. Он сражался на фронтах Великой Отечественной войны в инженерных войсках, проявляя настоящий патриотизм и мужество, — написал в своем ТГканале Глава Чувашии. — Его подвиг — это не просто история нашей семьи, а часть великой истории нашей страны. Федор Максимович дважды был ранен под Москвой. Второе ранение оказалось очень серьезным, и в 1942 году его комиссовали. Несмотря на испытания, он никогда не терял жизнелюбия и продолжал трудиться, восстанавливая разрушенную страну и помогая людям.
Мы бережно храним память о нем и всех наших героях. Их мужество и самоотверженность стали основой для нашей мирной жизни. Мы должны быть достойны их подвига, помнить, что благодаря им мы живем в свободной стране. Мы помним! Мы гордимся!» Вместе со всеми в колонне шел глава города Чебоксары Владимир Доброхотов.
Он отметил: «9 мая — особенный праздник. Впервые за три года «Бессмертный полк» снова шагал по Чебоксарам, и это было по-настоящему волнительно. Я тоже нес портрет своего деда, Николая Васильевича Смирнова.
Обычный солдат, каких в Союзе были миллионы. В январе 43-го его призвали на фронт, воевал сержантом на 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Освобождал Орел, Брянск, Гомель, Могилев.
Дважды был ранен, при форсировании Днепра и в Польше.
Награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией«. А после войны вернулся в родную деревню, поднимал вместе с земляками народное хозяйство, вместе с женой вырастил восьмерых детей. Ушел из жизни рано, но остается бессмертным в нашей памяти. Как и все, кто подарил нам этот май, это небо, эту жизнь. Спасибо, дед!» Горожане шли с фотографиями отцов, дедов, прадедов. Маршировали семьями, классами, трудовыми коллективами и поодиночке. Духовой оркестр радовал горожан музыкой на военную тематику, ансамбль «Ретро» исполнял попурри из армейских песен, ведущий озвучивал поздравления с праздником Великой Победы. Дымила полевая кухня, работали «Советские буфеты» и фотозоны с военной тематикой.
«Я несу портрет моего прадедушки, Терентьева Ивана Терентьевича, — сообщила Ева Семенова, 6-классница чебоксарской школы №1, идущая в первом ряду «Бессмертного полка». — Он воевал на Втором Белорусском фронте!» Анатолий Чебуков, пенсионер МЧС, с гордостью шествовал с портретом отца, Чебукова Бориса Ивановича: «Папа ушел на войну после Нижнетагильского ФЗУ (фабрично-заводского училища). Призвали его в 17 лет.
Воевал в составе артиллерийской батареи. После победы над Японией остался служить еще на 7 лет на Дальнем Востоке — там остро не хватало личного состава. Домой он вернулся лишь в 1952 году, сразу женился, и в 1953 году родился я». Анатолий Борисович также был горд тем, что его сын приехал из Москвы и идет рядом с фотографией своего второго деда, ефрейтора Валериана Кондратьевича Львова, который также воевал, был трижды ранен, контужен, успел повоевать на пяти фронтах».
Пенсионер Александр Ходорченко поведал в интервью ЧН: «Это мой отец, уроженец села Ивановка Волновахского района, которая сейчас входит в состав ДНР. Перед войной закончил Московскую школу младшего командного состава. Служил в танковой дивизии, в стрелковой роте. Был тяжело ранен, 18 недель пролежал в госпитале. Я помню, что в спине у него была ямка, мой кулачок детский в нее полностью помещался — сзади у него взорвался снаряд, его осколком так приложило, что даже санитары не подобрали, посчитали мертвым. Сам дополз до медчасти, врачи не верили, что выживет. Потом командовал строительным батальоном выздоравливающих».
Алефтина Иванова рассказала журналисту газеты о своем родственнике, воевавшем в Великую Отечественную:
«Его звали Жорж Илюкин, он приходился двоюродным братом моей мамы, Марии Ивановой. Учился он в Ленинграде, на III курсе. Когда началась война, то сразу ушел на фронт вместе с друзьями. Сражался под Ельней. Батальон, где он воевал, практически целиком был уничтожен. Он с двумя товарищами угодил в плен, дважды бежал, но только с третьего раза удалось осуществить задуманное. Это произошло на территории Польши. Его, обессиленного в бессознательном состоянии, подобрал польский партизанский отряд. Далее Жорж сражался в отряде имени Каминьского, был командиром диверсионно-разведывательной группы. В 1944 году, при выполнении одного из боевых заданий, его группа нарвалась на засаду. Из группы выжил лишь один человек, из уст которого удалось узнать, как погиб Жорж. До сих пор храним в семье как реликвию письмо от командира партизанского отряда с рассказом о нашем родственнике. А вот на другом снимке у меня наш дед, участник трех войн — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Отец мой тоже воевал — с японцами. Всех предков наша семья любит, помнит и чтит».