Для эффективной борьбы с теневой занятостью нужно либо предоставить возможность регионам объективные данные и полномочия, либо освободить их от невыполнимых задач.
Сенатор отметил, что теневая занятость остаётся серьезной проблемой, особенно с учётом нехватки рабочих кадров в экономике. Хотя борьба с этим явлением прописана в Стратегии национальной безопасности, существующие методы борьбы оказались малоэффективными, полагает он.
Вся тяжесть борьбы перенесена на региональные межведомственные комиссии, у которых отсутствуют какие-либо реальные механизмы воздействия, кроме ведения разъяснительной работы
Парламентарий заметил, что при этом на регионы возложили плановые показатели — перевести около 6,5 млн человек из теневой занятости в легальную к 2024–2026 годам. По его словам, эти цифры были рассчитаны некорректно, просто вычтя из общего числа граждан тех, кто уже имеет полис ОМС или зарегистрирован как самозанятый. Такой подход не учитывает, например, людей, которые не работают, но обеспечены доходом.
«В результате региональные комиссии не получают реальных данных о людях, занятых в теневом секторе, и фактически не могут выполнять свою задачу», — пояснил сенатор РФ.
Ранее он сказал, что использование теневой занятости приводит к недобросовестной конкуренции, и решение этой проблемы напрямую связано с обеспечением национальной безопасности.
По мнению сенатора Николая Владимирова, для последовательного разрешения ситуации с неформальной занятостью необходимо наряду с контрольными методами и ужесточением наказания развивать меры поощрения и для добросовестных работодателей, и для работающих граждан.