На стол командующего 11-й гвардейской армией Кузьмы Галицкого 25 июня 1944 г. легло ужасающее по своему содержанию донесение. В нем старший лейтенант Петр Кустов сообщал о том, что накануне в захваченном расположении пехотной дивизии вермахта было обнаружено тело красноармейца Юрия Смирнова.
В донесении Кустова, хранящегося в архиве, указано: «Находясь в боевых порядках полка, прорвавшего оборону вермахта вблизи Шалашино Витебской области, проходя через оставленные немецкие позиции, зашел в один из блиндажей. Укрытие представляло собой просторное помещение, обитое струганными досками. Посередине стоял стол, стены были увешаны плакатами, среди них — два портрета Гитлера. Взглянув на правую стену, я увидел прислоненного, как мне показалось, человека, с раскинутыми в сторону руками. В полумраке разглядел, что он мертв и прибит гвоздями к доскам блиндажа. Фашисты распяли его на деревянной крестовине — одна доска проходила вдоль спины, а вторая поперек, на высоте плеч. Так что получился крест. Руки были прибиты к кресту гвоздями. Два гвоздя без шляпок виднелись во лбу. Они пронизывали череп насквозь, выше глазниц. Ноги распятого пробили гвоздями со шляпками в подъеме ступней.
На груди — разрезы и ножевые раны. Лицо обезображено ударами холодного оружия. Осмотрев помещение, обнаружил на столе красноармейскую книжку и комсомольский билет. Прочитав документы, установил, что они принадлежат гвардии сержанту Ю.В.
Смирнову, стрелку 77-го гвардейского стрелкового полка…».
Военный совет поддержал представление
О вопиющем даже для той жестокой войны случае насилия над военнопленным 26 июня Галицкий доложил командующему войсками 3-го Белорусского фронта генералу армии Ивану Черняховскому.
Выслушав доклад, Черняховский, как вспоминают участники заседания в штабе фронта, даже переспросил:
— Солдат не дал им никаких показаний, и фашисты распяли его за это на кресте?
— Так точно. Руки и ноги изверги прибили гвоздями, в лоб вогнали два железных костыля. На груди обнаружены штыковые и ножевые раны.
— Зверье! — не выдержал Черняховский. — При каких обстоятельствах воин попал к ним в плен?
— 24 июня на командный пункт 78-й дивизии вермахта был брошен танковый десант, в составе которого был восемнадцатилетний гвардии сержант Юрий Смирнов. Будучи раненным, красноармеец попал в плен.
— С воинскими почестями похоронить геройски погибшего.
— Товарищ командующий, Военный совет армии на комсомольца, рядового Смирнова, направил представление на присвоение звания Героя Советского Союза. Посмертно.
— Военный совет фронта поддержит представление.
Юрий Смирнов с воинскими почестями был похоронен в тот же день у белорусской деревни Шалашино. В 1947 году его прах перенесли в поселок Орехово, где по настоящее время находится его могила.
Мама, за меня не тревожься
Родился Юрий Смирнов в сентябре 1925 года в деревне Дедушково Макарьевского района Костромской области. Его отец — Василий Смирнов — работал лесным объездчиком. Мать — Мария Федоровна — вела домашнее хозяйство.
После окончания 7 класса Юра поступил в макарьевское ремесленное училище, откуда его направили на горьковский завод «Красное Сормово», где паренек трудился электросварщиком до марта 1942 г. После получения похоронки на отца, погибшего под Сталинградом, принял твердое решение отправиться на фронт добровольцем. Однако в военкомате Юрий получил отказ. Призвали в РККА его только весной, когда подошел возраст.
В апреле 1943 года юноша прошел курс молодого бойца. В ноябре 1943 г. его направили в действующую армию стрелкомавтоматчиком в 77-й гвардейский стрелковый полк. В том же месяце полк вступил в бой за населенный пункт Городок в Витебской области. В сражении Юра получил ранение. В письме домой он сообщил матери: «Пишу из госпиталя. Ранение легкое, правда, на лице шрам небольшой останется — получил я от немца в челюсть. Но это ничего, только по первому времени разговаривать было трудно, а зуб, который осколком разбит, мне железный вставят… Скоро вылечусь и снова на фронт. Скорее хочется попасть в свою часть. Она теперь мне как второй дом. Мама, ты за меня не тревожься, я служу хорошо, выполняю все приказы. Твой сын Юрий». ..
Только он не вернулся из боя
24 июня 1944 года поступил приказ выдвинуть танковый десант в тыл врага и овладеть деревней Шалашино, а затем перерезать шоссе Минск — Москва.
Пехоту для прорыва подбирали из добровольцев 77 гвардейского стрелкового полка. Юрий Смирнов встал в строй среди других добровольцев-десантников. Его группа получила приказ грузиться со снаряжением на танк номер 119.
Прямо во время артподготовки танки пошли вперед. Под прикрытием ночи, тридцатьчетверки прорвались через немецкие траншеи, перепахав гусеницами артиллерийские позиции противника.
После боя в поредевшей штурмовой роте Юрия не обнаружили. Не было его ни среди убитых, ни среди раненых…
Дальнейшее расследование показало — на подходе к Шалашино, недалеко от штабных блиндажей 78 немецкой дивизии вермахта, десант попал под плотный пулеметный огонь. Юрий получил ранение в плечо, его смело крупнокалиберной пулей с брони, после чего сержанта пленили немецкие гренадеры.
Убийца ушел от ответа
Что произошло дальше удалось узнать из уст попавшего в плен немецкого генерала, барона Ганса фон Траута, командовавшего 78 дивизией вермахта.
Допрос вел генерал Николай Иконников. Как указывает стенограмма допроса, Траут показал следующее:
— Моя дивизия занимала оборону южнее Орши, у Шалашино.
Перед полуночью мне доложили о прорвавшейся группе танков. Я немедленно выслал несколько групп автоматчиков с приказом взять пленного. Через некоторое время в штабной блиндаж доставили русского солдата, он был тяжело ранен.
— Этим десантником был Юрий Смирнов?
— Да, его фамилия была Смирнов.
— Сколько времени продолжался допрос?
— До утра. До того времени, когда мне доложили, что танковый десант перерезал шоссе Минск — Москва, и что командир 256-й пехотной дивизии барон Вьюстенгаген убит, его часть разбита, а остатки сдаются в плен.
— Что вы узнали из допроса советского солдата?
— Ничего. Он ничего не сказал. Мы возлагали на допрос большие надежды, если бы узнали, куда идут танки и сколько их, мы бы организовали отпор. Мы бы спасли важную стратегическую магистраль Орша — Минск, и кто знает, как бы повернулась Оршанская операция, во всяком случае, я не стал бы военнопленным.
— Что стало с Юрием Смирновым?
— Во время допроса он умер.
— Какими методами пользовались вы при допросе?
— Отказываюсь отвечать на этот вопрос.
Тут Иконников сжал кулаки и с ненавистью спросил Траута:
— Генерал, почему вы сдались, а не застрелились, как полагается германскому офицеру?
— Я не успел. Иначе бы я не сдался.
Иконников внезапно достал табельный пистолет Траута и положил его перед гитлеровцем на стол:
— Вот ваш шанс.
Человек в немецкой генеральской форме, отдававший еще вчера приказ пытать Юрия Смирнова, полностью изменился в лице и скрючился в три погибели. Было видно, что страх сковал его с ног до головы. К оружию садист так и не притронулся.
Советский суд приговорил Траута к 25 годам лишения свободы. Но уже в 1955 году, в правление Никиты Хрущева, военному преступнику позволили возвратиться в ФРГ, где он получал шикарную пенсию и дожил до 79 лет.
Обстоятельства гибели Юрия Смирнова полностью развенчивают миф о том, что зверства в годы войны творили лишь части СС, а вермахт якобы был «белым и пушистым». Убийство молодого красноармейца, считают многие эксперты, во многом схоже с ритуальной мессой сатанистов. Впрочем, никак иначе гитлеровскую нечисть и назвать нельзя — это были действительно приспешники дьявола, которые не задумываясь уничтожали на своем пути всех, даже женщин и детей. Оккупанты, «носители западной цивилизации» из центра Европы, сжигали на территории нашей страны целые деревни, с наслаждением убивали, грабили и насиловали. Сегодня с ростками звериной идеологии нацизма на Украине вновь борются сыны и дочери России, самоотверженно сражаясь, как и Юрий Смирнов, с фашистской гадиной.
Мемориальный знак
Президиум Верховного Совета СССР 6 октября 1944 года присвоил посмертно гвардии младшему сержанту Юрию Смирнову звание Героя Советского Союза. Также пехотинца наградили орденами Ленина и Отечественной войны I степени. В 1956 году одну из улиц колхоза «Красный флот» Чебоксарского района назвали именем отважного воина.
В 60-е годы поселение вошло в состав юго-западного района города Чебоксары, сейчас здесь частный сектор.
Именем Смирнова также названы улицы в Артеме, Борзе, Гусеве, Иркутске, Кадоме, Кемерово, Кинешме, Костроме Красноярске, Кривом Роге, Липецке, Макарьеве, Минске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Орше и в Перми.
Горожане, проживающие на улице Юрия Смирнова, попросили главу города Чебоксары Владимира Доброхотова о мемориальном знаке, увековечивающем бессмертный подвиг героя.
Владимир Анатольевич взял вопрос под личный контроль. И вот вчера, 10 апреля, мэрией здесь была открыта памятная доска. Установление знака стало еще одним важным шагом в деле сохранения исторической памяти на территории столицы
Читайте также: Сенатор РФ Николай Владимиров встретился с ветераном СВО